четверг, 27 марта 2008 г.

Урок.

Конспект урока. Учитель: Луенко Мария Владимировна.
Предмет: Окружающий мир. 2 Б класс.
Программа Начальная школа 21 век. Автор Н.Ф Виноградова.
Тема: Птицы леса.
Цель: Познакомить учащихся с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.
Задачи: 1. Образовательная: продолжить знакомство с лесными жителями на примере лесных птиц.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
Развивать коммуникативную компетентность.(Аспект:диалог.1 ступень. Начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами, отвечать на вопросы и задавать вопросы в соответствии с целью и форматом диалога.2 уровень.Высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.
3. Воспитательная: воспитывать любовь к природе, ко всему живому родного края.

Оборудование: слайды с изображением лесных птиц, запись голосов лесных птиц, плакат с изображением ярусов леса.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Повторение пройденного и проверка знаний.
• Давайте вспомним, что такое лес? (Деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.)
• Что значит лес – многоэтажный дом? (Лес имеет свои ярусы.)
• А какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные и д.р.)

3. Объяснение нового материала.
А сегодня на уроке, я предлагаю вам совершить прогулку по лесу. (Включается запись голосов лесных птиц.)(Компетентность разрешения проблемы (самоменеджмент).Аспект: Идентификация (определение) проблемы. Уровень1: Объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем. В общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются.)
• Ребята, чьи чудесные голоса вы услышали? (Голоса птиц.)
• Так о чем мы сегодня будем говорить с вами на уроке?( О птицах.)
• А как вы думаете, зачем поют птицы? ( Они рассказывают о том, что наступает весна.)
• Правильно ребята, когда птицы весной возвращаются домой, пение для них очень важное дело. Надо сказать, поют только самцы. Возвращаясь, домой из теплых стран, маленький певун во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не имеет право по близости селиться, иначе получит взбучку!»
• Кстати, лесные птицы занимают свои «квартиры» на разных этажах леса». Давайте заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет. (На доске плакат с изображением ярусов леса, на каждый ярус в течение урока, учитель приклеивает маленькие картинки с птицами.)
• На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев и козодой.
( Выступление Надя Б.)
Посмотрите на эту красивую птицу – это глухарь. Он немного неуклюж, тяжеловат и пуглив. Ходит он очень быстро, а вот полет у него очень тяжелый и шумный.
Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь им проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
Свои гнезда глухари вьют прямо под деревьями, причем очень часто делают это вблизи дорог и тропинок, порой на самых заметных местах. Это часто приводит к гибели птенцов и самки от рук людей.
А вот еще одна интересная птица – жительница первого этажа – птица козодой. У козодоя клюва почти нет. Рот огромный, а клювик махонький – едва выступает. Козодой ловит жуков и больших ночных бабочек.
• Теперь мы поднимаемся выше и посмотрим, кто живет во -вторых и третьих этажах. Для этого послушаем голоса птиц. (Включается запись, ребята узнают дятла.)
• Чей голос вы услышали? (Голос дятла.)
• Почему вы так решили? (Потому, что он стучит.)
• Да, действительно, но правильнее будет сказать, что это не голос, а стук дятла.
• А почему он стучит? (Он лечит деревья.)
• А еще, он вставляет в расщелину шишку, и разбивает ее своим клювом, доставая семена.
• А как называют в народе дятла? (Лесным доктором.)
• А почему его так называют? (Он достает из под коры насекомых вредителей.)
• Да, ребята в народе считают: стучит дятел, значит будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить.
• Есть еще одна птица жительница второго этажа.
Инсценирование.
Входит девочка изображающая сороку.

• Здравствуйте ребята! Я сорока – белобока.
- Здравствуй сорока, мы рады встрече с тобой! Раз уж мы с тобой встретились, расскажи нам, где твоя квартира.
• О, у меня очень большая квартира. Она построена из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Квартира моя находится высоко от земли в кроне дерева. Обычно я строю несколько квартир, а потом выбираю одну, в которой и живу. Полакомиться я люблю насекомыми, гусеницами, мелкими животными, а также люблю различные ягоды, фрукты, злаки. Ой , а еще мне нравятся всякие блестящие штучки.
- Знаем, знаем. У тебя есть привычка красть эти блестящие штучки и прятать.
• Ну, что поделаешь. Зато про меня и стихи, и сказки сочинили. Ну ладно, я полетела у меня дела!
Ребята, а ведь действительно есть произведения народного фольклора про сороку – белобоку. Назовите какие из них вы знаете?
(Настя К. стихотворение наизусть.)
Умеешь ли, сорока
Считать до сорока?
- А хоть и не умею, беда не велика!
А можешь ли сорока, минутку помолчать?
- Ну вот еще морока –
Не выдержу я срока!
- Не вижу в этом прока!
- Не буду отвечать!

4. Работа по учебнику.
Одно из произведений есть у нас в учебнике стр.113. Давайте его послушаем. (Читает Полина Х.)
• О чем говориться в стихотворении? (О сороке, которая любит воровать.)
• А почему относится к рублике «смешинки»? (Потому, что автор высмеивает сороку – воровку.)
5. Физкультминутка.
Давайте немножко отдохнем. Представим, что мы птички.
Птички в гнездышках сидят,
И на улицу глядят.
Погулять они хотят.
И тихонько все летят. ( Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

6. Жители верхних этажей: канюк, ястреб, иволга. Выше всех строит свои гнезда крупные хищные птицы: канюк и ястреб.
( Выступает Сережа И.)
Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закругленными крыльями. Это дерзкая и хищная птица, но в пылу погони совершенно теряющая голову. Преследуя добычу, ястребы часто залетают в дома, врезаются в машины, поезде и вертолеты.
• Кроме хищных птиц на верхних этажах леса обитает одна из самых красивых птиц и одна и лучших певуний наших лесов. Давайте послушаем, как чудесно поет эта птица.
(Включается пластинка с записью голоса иволги.)
• Может кто – нибудь догадался, кому принадлежит этот голос?
• Это иволга. Ее голос напоминает игру на флейте. Но тут же мелодичное пение, могут заменить такие звуки, что хоть уши затыкай, будто кошке на хвост наступили. Недаром иволгу зовут и лесной флейтой и лесной кошкой.
На все лады звучат птичьи голоса. От зари до зари хлопочет пернатое население. В трудах и заботах проходит весь день. И каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой. Давайте послушаем, какие еще забавные птицы живут в нашем лесу. ( Включается запись голоса кукушки.)
• Что это за птица? (Это кукушка.)
• Верно. Послушаем стихотворение про эту птицу.
(Читает наизусть Аня С.)
Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке,
«Ку – ку» - напевает кукушка,
В зеленом лесном далее.
«Ку – ку» - отзывается эхом.
И роща, и луг, и река.
И вешнюю песенку эту уносят с собой облака.
• - Говорят, кукушка плохая мать, почему? ( Она не высиживает яйца, а подкидывает их в другие гнезда.)
• Но она одна из самых полезных птиц, потому что, она насекомоядная и очень прожорливая. Она поедает гусениц которых кроме нее и иволги другие птицы не едят. Бывают случаи, когда большие участки леса кукушки спасают от опасных вредителей.
6. Работа по учебнику.
• В рубрике «удивительный мир» прочитаем о том, какие у кукушки птенцы. Стр. 112. (Читаем по цепочке до точки.)
• Какие у кукушки птенцы? ( Невоспитанные.)
• Почему? (Они выкидывают других птенцов из гнезда.)
7.Итог урока.
Информационная компетентность.Аспект: Обработка информации. 2 уровень. Излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации, делает выводы на основе полученной информации или делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения или приводит аргументы, подтверждающие вывод.

• Итак, мы закончили наше путешествие.
• С какими лесными птицами, мы сегодня с вами познакомились?
• На каких этажах они живут?
• Все птицы о которых мы с вами сегодня говорили живут и гнездятся в наших лесах.
• А как мы узнаем птиц? ( По внешнему виду, голосу и т.д.)
• Кто для нас птицы?
Птицы наши друзья. (На доске.)
• А зачем нам нужны птицы?
Радуют нас своим пением и красотой. ( На доске.)
• Чем они нам помогают?
Лечат леса. (На доске.)
• А люди должны помогать птицам?
Птиц нужно охранять. (На доске.)

- Спасибо вам за урок, мы очень хорошо поработали и много нового узнали про лесных птиц.

Комментариев нет: